21.02.2015

Почти вековая жизнь армянского храма

Каждому бельчанину знакома армянская церковь — историческое здание под красной черепицей, расположенное в центре города у детского парка «Андриеш». 
Строительство храма Святого Григория велось в 1910—1914 гг.


«Внешний вид церкви торжествен»
Строительство храма Святого Григория, просветителя Армении (отсюда и название церкви — армяно-григорианская) велось в 1910—1914 гг. на средства состоятельных представителей бельцкой Армянской общины — Марии Фокшанян и братьев Лусаханович.

Автором проекта стал архитектор Александр Красносельский, с 1908 по 1912 гг. занимавший должность городского архитектора. Церковь высотой 16,8 м построена из традиционных местных материалов — известняка и бутового камня.


По некоторым данным, прототипом церкви Святого Григория стал средневековый собор, построенный в 303 г. в городе Эчмиадзине. В этом населённом пункте находится центр армянской Апостольской церкви.

В своде памятников истории и культуры МССР «Макет» (издание 1987 г.), хранящемся в бельцком Музее истории и этнографии, дано краткое описание церкви: «Здание представляет собой вытянутый четырёхугольник с тремя глубокими абсидами и примыкающей с запада колокольней. Четыре колонны в центре поддерживают восьмерик со световыми проёмами, увенчанный шатровой кровлей. Колокольня завершена восьмигранным шатром. Церковь имеет три входа, обрамлённые полуколоннами. Вход со стороны колокольни ведёт в помещение, в котором устроены 30 склепов, размещённых тремя ярусами, в виде ниш в стенах.<...> Внешний вид церкви торжествен, несмотря на то, что на полную её облицовку не хватило средств».
Армянская церковь в 20-е годы


Храм, школа, выставка, костёл...
Судьба этого храма, как и многих других в Бельцах, сложная. О том, чем являлась церковь для живущих в городе армян, говорится в материале «Бельцы в прошлом и настоящем» (1935). Его авторы Л. Берон и Л. Розентулер пишут, что живущие в Бельцах армяне были двух вероисповеданий: «Армяне-григориане являются выходцами с Кавказа и из Крыма. Армяне-католики переселились сюда из Кут (Галиция, Польша). При армяно-григорианской церкви имеется комитет, объединяющий григориан и католиков и ведающий всеми делами местной колонии. Председателем комитета состоит г. Хаджи-Маркаров, вице-председателем д-р Н. Хачикианц».

В послевоенные годы в церкви некоторое время действовал католический костёл. Затем в конце 1970-х, несмотря на то, что церковь была признана архитектурным памятником, она сдавалась в аренду детско-юношеской спортивной школе бокса олимпийского резерва. В охранном договоре указано: «Министерство культуры МССР сдаёт в аренду здание памятника архитектуры истории ''Армянская церковь''». В советское время помещения учреждений культа повсеместно использовались подобным образом. Например, в церкви Свв. Петра и Павла многие годы размещалась спортивная школа гимнастики. А в церкви Св. Параскевы находился планетарий.

В конце 1980-х после реставрации церковь использовалась как выставочный зал. После распада Союза и до недавнего времени, пока в Бельцах не построили католический костёл, в армянской церкви проводились католические службы.

Говорят, что в глубине подвала есть усыпальница с останками первого смотрителя церкви

«Наша цель — остановить разрушение»
Представителя армянской диаспоры Романа Варданяна мы застали за покраской внутренних стен — ремонтом церкви решила заняться армянская община Бельц: «Жаль, если бы церковь разрушилась. Наши предки построили уникальное здание, в котором многие годы уже ничего не делалось. Мы решили своими силами восстановить его. Стыдно было бы не сохранить такое наследие. По периметру здания мы укрепили фундамент, восстановили часть облицовки в граните. Тщательно стараемся сохранить первоначальный облик здания — ведь это памятник архитектуры. Внутри церкви ''освежаем'' стены, выкрасили колонны, окна. Работать очень сложно, так как высота церкви немалая. Пришлось устанавливать леса, но и они не позволили полностью покрасить стены. Под самый купол добраться не получилось».

То, что при проведении ремонта пришлось рассчитывать только на свои силы, несколько расстроило членов армянской диаспоры. «Мы обращались за помощью в примарию, но нам ответили, что средств нет, — рассказывает Роман Варданян. — Вот руководство рынка помогло: на время бесплатно предоставили нам леса для работы на высоте. В ремонте в основном участвуют представители Армянской общины: кто-то помогает деньгами или необходимыми материалами, кто-то приходит работать. Конечно, сделанного недостаточно, чтобы здание могло назваться отреставрированным, но наша цель — остановить уже начавшееся разрушение».

«Подвальные» тайны…
Со стороны городского бассейна в церкви виден вход в подвал. По преданию, когда-то для спуска в него необходимо было преодолеть более 100 ступеней крутой лестницы. Со временем ступеней становилось всё меньше. Сейчас их сохранилось всего около десятка. Дальше всё замуровано. Какие тайны остались под камнями, нам не суждено узнать. Но поговаривают, что в глубине замурованного подвала есть усыпальница с останками первого смотрителя церкви.
Некоторое время назад колокольню «украшала»... берёза

… и колокола звон
Нам очень интересно было побывать на колокольне, хотя там ещё только предстоит навести порядок. Первостепенная задача — выселение голубей, которые облюбовали это место и преспокойно здесь жили годами. «В будущем мы хотим закрыть колокольню по периметру сеткой, перекрыв в неё доступ голубям. Если этого не сделать, содержать это место в порядке будет невозможно», — признаётся Роман, который, кстати, специально для нас позвонил в колокол. Как же, побывав на колокольне, не воспользоваться этой возможностью!

Потом он указал на две побитые каменные колонны. Первое, о чём думаешь, глядя на дыры: камень начал разрушаться под воздействием природных сил. Как оказалось, Роман Варданян вначале так и подумал, но симметричное расположение выбоин по обе стороны проёма навело его на мысль, что они сделаны специально.

«Сначала я решил, что, возможно, во время войны сюда попал осколок снаряда. Но когда увидел, что больше нигде на колокольне никаких разрушений колонн нет, стал рассматривать их внимательнее. Потом, измерив ширину колокола и расстояние между разбитыми колоннами, я заметил, что оно одинаковое, поэтому и предположил, что при изготовлении колокола его габариты не были точно просчитаны и он попросту здесь не помещался. А поскольку по-другому водрузить колокол на колокольню было невозможно, так как он не поместился бы ни в один из проёмов, пришлось с двух сторон частично разбить колонны».
Проверить эту версию оказалось невозможным. В архивных документах, которые мы отыскали в бельцком Музее истории и этнографии, об подобном факте упомянуто не было.

***
Как только ремонтные работы будут завершены, представители армянской диаспоры намерены провести официальное открытие церкви. Планируется возобновление богослужений. Для них сначала будут приглашать священника из столицы, а в будущем, возможно, в Бельцах появится и свой служитель храма.

Татьяна КОЧЕРОВСКАЯ

Фото из архива «СП»


Словарь Понятий

Абсида (от греч. «апсидос» — «свод», «арка») — выступающая часть здания, перекрытая полукуполом или полусводом; в христианских храмах располагается в восточной (алтарной) части.

Восьмери́к (в архитектуре) — восьмигранное (восьмиугольное) в плане сооружение или его часть.

Источник — газета "СП", 2010 год

Комментариев нет:

Отправить комментарий