03.02.2015

Прогулки по Бельцам 30-х Часть III

Мы продолжаем серию виртуальных прогулок по Бельцам 30-х годов. Напомним, что нашими путеводителями являются две книги, изданные во второй половине 30-х годов: «Исторический очерк Бельц и Бельцкого уезда» и «Первый гид по Бельцам».

Улица короля Фердинанда
В прошлый раз мы рассказали вам об улице Короля Кароля I. В центре города была ещё одна улица, носившая имя представителя династии Гогенцоллернов — короля Фердинанда. В советское время она называлась Ленина, а теперь — Индепенденцей.



Улица Короля Фердинанда в 30-е гг. была центром торговой жизни Бельц. На ней находилось огромное количество магазинчиков и лавок. Здесь можно было купить всё: от сдобных булок и женских шляпок до пистолетов и патефонов.

К сожалению, улица Короля Фердинанада за 70 лет изменилась гораздо сильнее, чем улица Кароля I. Поэтому бельчанину начала XXI века немногое здесь показалось бы знакомым. И среди этого немногого, несомненно, оказалось бы здание префектуры Бельцкого уезда, в котором сейчас располагается загс.



Улица Короля Фердинанда в 20-е — 30-е годы



Справка-Пояснение
Фердинанд — король Румынии (1914-1927), племянник Кароля I Гогенцоллерна. Благодаря ему Румыния в Первой мировой войне выступила на стороне Антанты, а не Тройственного союза, хотя с Германией Фердинанда связывали тесные династические связи. При нём в Румынии была проведена серия либеральных реформ (аграрная, административная и др.) и принята одна из самых демократичных к Европе конституций.

Префектура уезда
Этот дом в самом центре Бельц был возведён помещиком Бодеску ещё до революции. Первое время строение было одноэтажным. В 30-х годах его приобрели для префектуры Бельцкого уезда, после чего достроили, и оно обрело свой нынешний облик (появились второй этаж, колонны у входа и др.). Проект изменений подготовила архитектор Этте-Роза Спирер. По её проектам также возведено двухэтажное строение напротив армянской церкви (оно сохранилось до наших дней).

Как и сейчас, тогда у здания префектуры, росли сосна, берёзы и ели. А вот металлический забор, окружавший бывший дом Бодеску, до наших дней не сохранился. С ним, кстати, связана любопытная история, которую рассказывают бельцкие старожилы.
Это произошло во второй половине 30-х годов (предположительно в 1937 или 1938 годах). Во время какого-то государственного праздника по улице Фердинанда проходила демонстрация. В ней принимали участие городские школы, различные учреждения, общества и т.д. Среди них был и еврейский спортивный клуб «Маккаби». Впереди её колонны нёс еврейский флаг кто-то из спортсменов. Знамя он держал в одной вытянутой руке (для этого, заметим, нужно обладать недюжинной физической силой). Когда колонна клуба приблизилась к зданию префектуры, из толпы зрителей вскочил кузист — сторонник профашистской Национал-христианской партии (её лидерами были профессор из Ясс Александру Куза и известный поэт Октавиан Гога). Он выхватил флаг из рук знаменосца и бросился бежать. Всё произошло настолько быстро, что никто вокруг не успел среагировать. Никто, за исключением спортсмена, — он бросился вдогонку за фашистом. Но тот оказался проворен. Кузист вскочил на тот самый забор и успел перевалиться на другую сторону. Именно в этот момент преследователь настиг его, успев схватить за волосы. Закончилось это тем, что хулиган все-таки убежал с флагом, но у крепыша в руках остался клок его волос или даже, как говорят, скальп… Хороший был урок для местных наци…

Теперь несколько слов о самой префектуре. Она была исполнительным учреждением при Бельцком уездном совете. Совет был выборным органом, а вот глава префектуры назначался правительством страны. Во второй половине 30-х годов префектом Бельцкого уезда был представитель Национал-либеральной партии Румынии Эммануил Кателли, а председателем совета — Штефан Садович (он также представлял наш регион в сенате — верхней палате румынского парламента).

До середины 20-х годов, когда в Бессарабии была проведена административная реформа, в Бельцком уезде функционировали учреждения, созданные ещё в XIX веке царским правительством: земское собрание и земская управа. Деятельность земств контролировал специальный представитель правительства, которого называли исправником.

Статистические Показатели
При земствах в Бельцкий уезд был разделён на 10 волостей, 6 судебных и 4 полицейских округа. При этом в него были включены 300 сёл. После административной реформы, проведённой в Румынии в 1925 году, в состав Бельцкого уезда вошли 345 сёл, 89 сельских коммун и 6 уже укрупнённых волостей. Население уезда в 1918 году составляло 294 тысячи человек, а в 1939 — 442 тысячи. Для сравнения: в 2002 году в Бельцком уезде (расформирован в 2003 г.) проживало более 530 тыс. человек.

Справка-Пояснение
Земства — выборные органы местного самоуправления в Российской империи. Введены земской реформой 1864 г. Распорядительные органы земств — губернские или уездные земские собрания (председатель — губернский или уездный предводитель дворянства); исполнительные органы — губернские и уездные управы. Земства ведали народным образованием, здравоохранением (создали обширную сеть земских школ, больниц, фельдшерских пунктов, аптек), строительством дорог и др., содействовали развитию крестьянского хозяйства, кустарных промыслов и др. Земства действовали под постоянным контролем властей. В Бессарабии земства были учреждены в 1869 году, а ликвидированы — в 1925 году.

Еврейская больница
Тоже на улице Фердинанда находилась еврейская больница. В «Историческом очерке Бельц и Бельцкого уезда» пишется, что, хотя она и называлась еврейской, была основана и финансировалась евреями, в ней мог лечиться любой человек, вне зависимости от вероисповедания и национальности.

Еврейскую больницу основали в 70-х годах XIX века. Первое время она располагалась в маленьком помещении где-то неподалёку от собора Святого Николая. В 1904 году местные меценаты выделили средства на переезд в более вместительное здание, где она находилась до 40-х годов.

Какое-то время больница жила на средства от своей части земельного владения, которое Хананий Гальперин — местный богач, прозванный бельцким Крезом — завещал филантропическим и культурно-просветительным учреждениям. Однако в ходе аграрной реформы в Румынии в 20-х годах это имение экспроприировали, и доходы больницы существенно уменьшились. Не стоит думать, что после этого она могла закрыться. Этого бы не допустил попечительский совет больницы, в который входили многие видные бельчане — председателем совета, например, был один из братьев Вольман, владевших крупным масложировым комбинатом.

Больница была достаточно крупным по тем временам медицинским учреждением, состоявшим из 9 отделений: родильного, хирургического, терапевтического, ЛОР, дермато-венерологического, педиатрического, гинекологического, пульмонологического и инфекционного. Всех больных здесь лечили бесплатно.

Армянская церковь
Для того, чтобы добраться до армянской церкви нам пришлось бы свернуть с улицы Фердинанда на улицу Великого воеводы Михая (ныне Хотинская). Пройдя в сторону городского парка, мы бы обязательно увидели этот храм, практически не изменившийся за всё время своего существования.

Церковь построили в 1912 году на средства богатых представителей армянской общины — Марии Фокшанян и братьев Лусаханович. Храм был возведён по проекту архитектора Александра Красносельского в стиле древнего собора, находящегося в городе Эчмиадзине — духовном и культурном центре всех армян.

В Бельцах 30-х годов жили армяне двух вероисповеданий: армяне-католики, переселившиеся сюда из Галиции, и армяне-григориане из Крыма и Кавказа. Несмотря на религиозные различия, армяне входили в одну общину. Её делами ведал специальный комитет, действовавший при церкви.

В советское время судьба храма складывалась странным образом. После войны в нём какое-то время размещался католический костёл. Потом здесь была спортшкола бокса и борьбы. В начале 90-х годов в церкви вновь стали проводиться богослужения католиков. Сейчас близится к завершению строительство католического костёла, так что скоро старый храм наконец-то вернут армянам.


Армянская церковь, 20-е — 30-е годы


Благодарим за помощь в подготовке материала Музей истории и этнографии

Руслан Михалевский

Источник — газета "СП", 2005 год

Комментариев нет:

Отправить комментарий