04.02.2015

Год рождения Бельц — 1620-й

Так считает гость исторической страницы «СП» — доктор исторических наук, доцент кафедры социогумманитарных дисциплин БГУ им. А. Руссо Тео-Теодор Маршалковский. Он наряду с другими бельцкими учёными работает над первым научным обобщающим трудом по истории нашего города. В ходе подготовки книги господин Маршалковский пришёл к ряду интересных выводов.


Т.-Т. Маршалковский



— Принято считать, что датой первого упоминания Бельц является 1421 год. Вы эту версию опровергаете. На основании чего?
— Я изучил множество документов, и нигде не фигурирует то, что в XV веке на пересечении рек Реут и Реуцел было какое-либо поселение. Чтобы убедиться в правильности вывода, я изучил межевые границы всех имений в предполагаемом регионе, сопоставляя их с топографической картой. Результаты те же. Так что 1421 год не имеет ничего общего с историей нашего города.

— По Вашему, утверждения прежних авторов основаны на фальшивках?
— Именно так! Более того, по различным соображениям цитировались ошибочно документы, включая грамоту Александра Доброго от 13 декабря 1421 г., которая закрепляла Рингалле Мазовецкой, бывшей своей жене, город Сирет и имение Волховец.
Ошибка берёт своё начало ещё в середине XIX века, когда одесский автор Ф. Брун издал перевод «Путевых заметок» французского путешественника и дипломата Гильберта де Ланнуа. Там есть такой фрагмент: «… оттуда я отправился в другой город в России, называемый Бельцы, к герцогине Мазовецкой, которая приняла меня с почестью».
На самом деле путь де Ланнуа не пролегал через Бельцы. Он вначале побывал во Львове, потом направился в населённый пункт Белз, затем в Каменец, вернулся в Львов, после через Карпаты проследовал в Каменец-Подольский. По пути в Каффу де Ланнуа проехал через Сучаву (столицу Молдовы, где он встречался с Александром Добрым), Васлуй, Бырлад и Четатя-Албэ.

Маршрут Гилберта де Ланнуа

Сирет и Волховец, подаренные княгине Мазовецкой, находятся далеко от Бельц

— Получается, де Ланнуа посещал не Бельцы, а Белз?
— Да, именно так. То, что Ф. Брун отождествил Belfz и Бельцы, — однозначно, хотя Белз расположен на севере нынешней Львовской области. Это город с древней историей. Первое упоминание о нём относится к 1030 году. С 1388 по 1462 годы был владением мазовецких князей.
К тому же де Ланнуа пишет, что он побывал «в другом городе в России» — «a une ville en Russue». Тут явный нонсенс, ибо в XV веке территория Бессарабии не входила в состав России, это случилось лишь в 1812 году.

— Но и Белз, являвшийся владением польских князей, сложно отнести к России…— Дело в том, что де Ланнуа допустил очень много ошибок в своих заметках. Он был, наверное, человеком малосведующим в географии, политических границах. И вообще он много чего напутал. Этим и объясняется то, что он назвал русским польский город. Точнее, даже не польский — в тот период существовала польско-литовская уния. А наши авторы поступили очень хитро, создав дополнительное свидетельство извечных русско-молдавских связей.

— Объясните, почему всё-таки грамота Александра Доброго о даровании земель Рингалле Мазовецкой не может служить первым упоминанием о Бельцах?— Ответ очень прост: в грамоте нет ни слова о поселении Бэлць. Господарь, как сказано выше, подарил Рингалле Мазовецкой, с которой он прожил в браке с 1419 по 1421 годы, Сирет и Волховец. И больше ничего.






— Если эта дата 1421 г. неверна, то какая правильна?
— На этот вопрос полный ответ дают мои исследования последнего времени. Я установил, что в бассейне Реута между с. Елизаветковкой и Гура-Кэинарулуй было очень много поселений: 33 села, 19 мест для селений (для сравнения: сейчас там всего 10 сёл). Если считать, что в одном населённом пункте проживало в среднем по 15–20 семей, то мы получим около 4 тысячи жителей. Это очень большое демографическое давление на единицу площади. Такое редко встречается у нас. С чем это связано?
Дело в том, что тут протекает река Реут. Тогда она была полноводной, по ней ходили небольшие суда. Армии, пересекая эту реку, имели потери в амуниции и даже в живой силе. Так что Реут был естественным защитным средством от всякого рода нашествий, в том числе и татар. Поэтому господари на левом берегу Реута (подчёркиваю, не на правом, поскольку татары вторгались с юга) возводили укреплённые поселения — присаки. Там занимались хозяйственной деятельностью: ремёслами, промыслами, земледелием, рыбной ловлей и др. Одновременно на этом берегу реки самовольно расселялись крестьяне. Господари же их оттуда выселяли, что иногда сопровождалось протестами.
Я изучил подробнее сложившуюся ситуацию в сёлах Путинешты и Завидены, расположенных в непосредственной близости от нынешней трассы Бельцы — Флорешты. Согласно одному из документов, господарь Александр Лэпушняну выселил крестьян из Путинешт и выделил им место для села на территории той же вотчины, на стыке ручейка Бэлць и реки Куболта (левого притока Реута. — «СП»). Я решил отправиться на место. Взял с собой воду (время было жаркое), «вооружился» копиями грамот, топографической картой и, естественно, на всякий случай мобильным телефоном. Первейшей задачей было найти ручеёк Бэлць, который когда-то впадал в Куболту. Вскоре я обнаружил его. Моей радости не было конца. Я прошёл вдоль русла к его истоку. Оказалось, что он брал своё начало в центре села Ильичёвка.
По другому документу я установил, что на бывшем месте для села в пределах вотчины Путинешты уже было село Бэлць на Куболте. Это подтвердило и визуальное наблюдение — я увидел контуры домов исчезнувшего села Бэлць. Итак, здесь, на пересечении Куболты и найденного мной ручейка Бэлць, находилось село Бэлць, которое датируется 20 августа 1588 года.
Как же получилось, что теперь Бельцы находятся в другом месте? Тем более, что далее о селении Бэлць у Куболты в документах нет ни слова. Это опять же объясняется процессами перемещения населения по Молдове: нередко часть жителей или все обитатели того или иного села переходили на новое место, о чём говорят одинаковые названия поселений в разных районах, особенно по оба берега Реута. Из села Бэлць, по всей видимости, ушли все семьи. Причины их ухода, вероятно, кроются в том, что на Куболту их переселили насильно. А если людям что-то не нравилось в отведённом им месте, то они, естественно, искали для себя что-то лучшее. Так состоялся их переход к Реуту и Реуцелу.
В процессе своих поисков я рассмотрел и легенду, согласно которой Бельцы раньше назывались Завиденами. В грамотах фигурирует название этого поселения, располагавшегося на Реуте. Судя по документам, это был активный центр ремесла, торговли, промыслов, сельского хозяйства. Теперь этого поселения на карте нет. Есть лишь его отголоски: слобода в селе Григорешты (на территории Александренского сахарного завода) и пруд, носящие имя Завидиновка. Учитывая, что в более поздний период Завидены уже не играли большой роли в экономике, допускаю, что часть его жителей могла переселиться в уже существовавшие Бельцы на Реуте.
Очень ценная информация о генезисе Бельц содержится в описании Цуцорского похода польской армии в 1620 году под руководством гетмана Жулкевского. Поляки решили выступить против Османской империи и перешли на территорию Молдовы. Однако были вынуждены отступить. В рассказе об их возвращении есть такая фраза: «4 октября к обеду <поляки> дошли до реки Реут возле села Бельцы». Без всяких сомнений, речь идёт о наших Бельцах.
Таким образом, 4 октября 1620 года необходимо считать датой первого документального упоминания нашего города. Другой информации на этот счёт нет, и вряд ли она будет обнаружена.
Предполагаю, что перемещение населения от Куболты к Реуту и Реуцелу имело место в промежутке между 1619 и 1620 гг., скорее всего, весной, с началом сельхозработ. В сущности, в новом поселении Бельцы произошло совмещение двух образов жизни: чисто крестьянского, сельскохозяйственного и предрасположенного к определённому торгово-ремесленному опыту. Позже, к 1679 году, село Бельцы приобрело черты помещичьего города, а в 1818 г. получило статус города областного подчинения.

— Вы направили письмо муниципальному Совету и примару Бельц с изложением своей версии основания города. Какие цели Вы преследуете?
Первое. Я выдвинул идею отказаться от даты 1421 года и от легенды, связанной с княгиней Мазовецкой, которая якобы является основательницей Бельц. В сущности, Рингалла Мазовецкая может остаться красивой легендой, как и Завидены, но не более.
Второе. Желаю, чтобы власти города признали, что бельцкие учёные способны исследовать эту проблему собственными силами.
Третье. Целесообразно перенести храмовый праздник города с 22 мая на 4 октября. В это время у людей другое настроение: убран урожай с полей, проводится много ярмарок, есть новое вино (тулбурел), становится прохладнее. Существуют и другие преимущества празднования Дня города осенью.
Признание всего сказанного станет данью нашей общей любви к городу, его прошлому, настоящему и будущему. А его правдивая история объединит всех нас, бельчан разных взглядов, различного этнического происхождения, религии и т. д.

По мнению Т.-Т. Маршалковского, существующая этимология слова «Бэлць» неверна. Он убеждён, что название города происходит не от слова «balta» (болото), а от названия ручья Бэлць.


Руслан Михалевский

Источник — газета "СП", 2009 год

Комментариев нет:

Отправить комментарий